Быстрее, выше: аналитики предупреждают, что переход РЖД к новым тарифам может еще сильнее повысить инфляцию. Напомним, монополия предлагает индексировать тариф в соответствии с «индексом ценового давления» (ИЦД), который рассчитывается на основе изменения цен на потребляемые РЖД материалы и услуги.
Иными словами, Белозеров хочет, чтобы доходы компании менялись синхронно с изменением ее расходов. Нынешний принцип базовой индексации тарифа РЖД действует с 2019 года и заключается в ее привязке к потребительской инфляции. В 2019 году индексация составила 3,56%, в 2020 году — 3,5%, в 2021 году — 3,7%.
Эксперты отмечают, что, конечно, сложно назвать правильной ситуацию, когда компания вкладывает средства в развитие инфраструктуры, а ее основными результатами пользуются частные экспортеры. В первую очередь, это угольщики, у которых экспортная выручка растет, а тарифы на перевозку угля, по мнению РЖД, не покрывают полностью затрат РЖД на эту перевозку.
Также аналитики все же обращают внимание на коллизию: с одной стороны, РЖД как естественная монополия обязана предоставлять равный доступ к инфраструктуре всем грузоотправителям и не может разделять их на группы исходя из величины их экспортных доходов. С другой стороны, очевидно, что грузоотправители не равны между собой: одни получают сверхдоходы при благоприятной конъюнктуре, а другие нет.
Но вот предложение РЖД о переходе к ИЦД не сглаживает это различие между грузоотправителями, а просто перекладывает на них рост цен на сырьевых рынках и рост расходов РЖД. Но и это полбеды. А вот то, что в предложении железнодорожников о новых тарифах содержится целый ряд рисков для российской экономики, – это уже пострашнее. Например, оно предполагает, что изменения ИЦД будут оцениваться за два последних года, а не за четыре, как сейчас. В итоге может нарушиться принцип долгосрочности, а динамика тарифа станет менее предсказуемой.
Кроме того, индекс потребительских цен — величина прозрачная, тогда как ИЦД должен быть привязан к структуре расходов РЖД. А в них многое скрыто, как известно, под грифом коммерческой тайны. В частности, структура коммерческих, административных и управленческих расходов. Ну и еще один момент: рост тарифа РЖД пропорционально ИЦД неизбежно отразится на стоимости массовых грузов на внутреннем рынке: еще сильнее подорожают уголь, нефтеналивные грузы, строительные материалы, черные металлы, зерно.
«Может возникнуть инфляционная спираль, когда в ответ на рост тарифа РЖД растут цены на сырьевые товары на внутреннем рынке. Это по цепочке дополнительно увеличит индекс ценового давления, что, в свою очередь, приведет к очередному росту тарифа РЖД», – пишет управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».
Вот только инфляционной спирали нам сейчас не хватало. Где-то на Неглинной метнула дротик в портрет главы РЖД Эльвира Набиуллина и воскликнула: «Не потерплю!»