@vchkogpu

Сам себе директор

В мае 2021 года Дмитрий Мазепин, владелец «Уралхима» и «Уралкалия», стал гендиректором «Уралхима». В компании сказали, что это связано, помимо всего прочего, с «климатическими вызовами». Ничего неожиданного, только вызовы эти возникли не у компании, а у Мазепина лично. И это – суровый климат казенных учреждений Мордовии и Карелии.

В «Уралхим» входят заводы минудобрений в Воскресенске, Кирово-Чепецке, Перми и Березниках. Собраны они на кредитные средства, не считаясь с ценой. На момент создания «Уралхима» каждое из предприятий имело массу долгов. Но в 2013-м «Уралхим» берет в кредит еще 4,5 млрд долларов (вся его компания при этом стоит дешевле). Средства направляются на приобретение 20% акций «Уралкалия» (контролирует пятую часть мирового рынка хлористого калия).

Сегодня сумма долговых обязательств компаний Мазепина только перед Сбербанком - 1 трлн руб.

Запредельная долговая нагрузка и «Уралхим» с «Уралкалием», и Сбербанк поставила в крайне сложную ситуацию. На обслуживание долга уходит 70% прибыли, а на модернизацию производств, новые технологии, не остается ничего. Мощности ветшают (в химии это быстро), активы дешевеют. Ситуация напоминает замкнутый круг – если смотреть сверху, и штопор – если сбоку.

Сбербанк паникует - у кредитов нет обеспечения. Рыночная стоимость «Уралкалия» после ценовой войны с Белкалием и падения акций - летит в бездну. Чтобы не публиковать отчетность, Мазепин проводит делистинг «Уралкалия» на биржах. Но компания продолжает обесцениваться и для обеспечения кредитов в ход идут экзотические приемы. Сейчас в залоге у Сбера все акции «Уралхима» и контрольный пакет «Уралкалия». Когда и этого стало мало – возникла тема опциона. Речь идет о 10-15% акций «Уралкалия». Для Сбера это премия к банковскому проценту. Рискованные кредиты дороже стоят. Резоны Мазепина? У человека нет выбора – зачем его спрашивать? Банку нужны гарантии – пусть берет любые.

И тут в истории с обеспечением кредитов возникают «климатические вызовы». Кредитор, наблюдая стремительное обесценивание активов, в которые вложен триллион, требует в качестве обеспечительных мер личную ответственность владельца. Потому что под мутными бумагами должна быть ясная подпись. Так Мазепин становится гендиректором со всеми рисками (в том числе, «климатическими»), вытекающими из этого назначения. Тем более, желающих возглавить эту черную дыру российской отрасли удобрений, по всей видимости, и не так-то много – все бывшие директора попросту разбежались.

16:53 19 Авг. 2021г.