Громкий бракоразводный процесс бывшего топ-менеджера ЮКОСа Алексея Голубовича и Ольги Миримской, проходящий сразу в двух юрисдикциях – Москве и Лондоне, связан с прошлым скандальной нефтяной компании. Сама Миримская сегодня находится в СИЗО: ее обвиняют в даче взятки. Адвокаты бизнес-леди называют уголовное дело заказным. Несмотря на то, что Голубович являлся одним из основных акционеров и архитекторов финансовых схем ЮКОСа, ему удалось избежать судьбы других совладельцев. По словам бывшей помощницы коммерсанта Елены Поповой-Коллонг, его сотрудничество с Михаилом Ходорковским и «Менатеп» началось еще в 1989 году. Позже по поручению Голубовича в офшорных юрисдикциях было зарегистрировано порядка 30 подставных компаний, через которые «отмыли» порядка 600 млн долларов.
Сам Голубович неоднократно заявлял, что вышел из числа акционеров ЮКОСа в 2001 году и начал заниматься инвестпроектами. Известно, что в последующие годы он управлял группой «Russian Investors» («Русские инвесторы»), официально дистанцировавшейся от нефтяной компании, но аффилированной с ней. В частности, в совет директоров входившей в структуру «Русских инвесторов» кипрской фирмы «Sequential Holdings Russian Investors Limited» в свое время входил помощник Ходорковского Владимир Моисеев, а предыдущими акционерами были «Menatep Finance SA» и «Menatep SA».
Сделки с акциями «Менатеп» Голубович продолжал и после ареста Ходорковского и Лебедева. В то же время он договаривался о сделке со следствием в рамках «дела ЮКОСа», став одним из ключевых свидетелей. При этом его называют также одним из бенефициаров процесса акционеров нефтяной компании против России, по результатам которого им была присуждена рекордная компенсация в 50 млрд долларов за ущерб, причиненный нарушением Энергетической хартии, защищающей иностранных инвесторов.
В своих показаниях Голубович утверждал, что в 2006-2007 гг. Миримская активно взаимодействовала с Ходорковским и Невзлиным с целью сокрытия и легализации имущества, похищенного у НК «ЮКОС», а ее доход от незаконных сделок составил 135 млн долларов. Кроме того, его бывшая супруга якобы претендует на часть отсуженных у РФ 50 млрд долларов. В этом случае имеет место сознательная подтасовка фактов с целью ухода от ответственности: в число акционеров ЮКОСа Миримская, в отличие от Голубовича, никогда не входила.
Сам Голубович получил от аффилированных с ЮКОСом компаний десятки миллионов долларов. В частности, в материалах дела есть его письмо от 29 января 2004 года (как учредителя и бенефициара «Carina Trust») в связанную с Леонидом Невзлиным «Rysaffe Trustee Company» с просьбой перевести 44 млн долларов со счета «Carina Trust» на счет компании Голубовича «Dicomax International». Вот только на момент перечисления эти деньги, по решению российского суда, уже считались полученными от преступной деятельности. Финансы «Group MENATEP Ltd» (GML) перечислялись «Dicomax International» и позже – в 2008 году, что подтверждается письмом Голубовича, адресованным гибралтарским компаниям «Isodora Ltd» и «Charlotte Ltd».