8-й арбитражный апелляционный суд отменил решение, ранее вынесенное Арбитражным судом Тюменской области, отказав ООО «БизнесРиэлт» во взыскании более 426 млн рублей с «Сибирской строительной компании» (ООО «ССК», единственный владелец и гендиректор – Виктор Беличенко). В процессе апелляционных разбирательств стороны выступили с ходатайствами о заключении мирового соглашения, вот только у суда вызвала сомнения целая серия сделок, совершенных ранее участниками процесса.
Так, ООО «Декор» предоставило «ССК» (ранее – «Тюменьинвестстрой») ряд займов в общей сложности на 371 млн рублей под 10% годовых. После того, как с помощью соглашений проценты были заменены заемными обязательствами путем присоединения к основной сумме долга, объем обязательств вырос до 556,5 миллиона. После этого «Декор» передал полумиллиардные требования к «ССК» компании «БизнесРиэлт», заплатившей за переуступку всего 100 тыс. рублей. Далее «БизнесРиэлт» и «Декор» произвели взаимозачет обязательств, а «ССК» согласилась на частичное погашение задолженности на сумму 129 млн рублей путем подписания с истцом акта приема-передачи векселей.
Показательно, что учредителем ООО «Декор» выступает Елена Вакуленко – супруга Беличенко, а в число совладельцев «БизнесРиэлт» ранее входила Светлана Фролова – бывший соучредитель принадлежащей Беличенко Управляющей компании «Сервис-ТИС». В итоге суд апелляционной инстанции признал участников сделок «аффилированными взаимозависимыми организациями, относящимися к одной группе лиц».
Кроме того, «ССК», «БизнесРиэлт» и «Декор» являются предприятиями, применяющими упрощенную систему налогообложения, а ФНС неоднократно предъявляла претензии к компаниям Беличенко. Поводом становились операции с иностранными структурами, в результате которых имело место значительное сокращение налоговых отчислений в федеральный и областной бюджеты.
В частности, формальный документооборот использовался в ходе сделок ООО «СК МонтажТИС» с зарегистрированной на Кипре фирмой «Варжатс Лимитед» в целях занижения финансового результата. Кроме того, 8-й арбитражный суд усмотрел в деятельности ряда коммерческих структур умышленное уменьшение налогооблагаемой базы, отсутствие разумной деловой цели в заключенных сделках, уменьшение налоговых обязательств в виде применения специального режима налогообложения и минимальной ставки налога.