В 2014-2016 гг. компании, аффилированные с «поваром Путина» бизнесменом Евгением Пригожиным и высокопоставленными силовиками, вывели из России свыше 41 млрд рублей через фиктивные сделки на покупку свободного от уплаты госпошлин оборудования для производства пластиковой тары – термопластавтоматов. В масштабной отмывочной схеме были задействованы 130 компаний из 18 стран, а также 28 российских банков, через которые было проведено как минимум 124 подозрительных сделки; у 11 из них в итоге были отозваны лицензии.
Самый большой объем денежных средств – порядка 51 млн долларов – было проведено через «Транснациональный банк» в марте-апреле 2015 года: финансы перечислялись за приобретение четырех термопластавтоматов моделей 90-х годов, реальная стоимость которых составляла от 500 тыс. рублей. Оборудование было приобретено тремя ликвидированными на сегодняшний день российские фирмами-однодневками, а полученные средства выведены на счета подставных компаний из Латвии и Великобритании.
В итоге регулятор отозвал лицензию у «Транснационального банка» по причине «проведения сомнительных операций по выводу денежных средств за рубеж в значительных объемах». Президент кредитного учреждения стал фигурантом уголовного дела за фальсификацию отчетности, которое было закрыто спустя несколько месяцев. В число банковских акционеров входили Андрей Сафронов, Елена Скорик и Ирина Петрова, занимавшие руководящие должности сначала в хоккейном клубе МВД, а затем – в ХК «Динамо». Членами попечительского совета «Динамо» были директор ФСБ Александр Бортников, глава МВД Владимир Колокольцев, экс-руководитель ФСО Евгений Муров и др.
Еще 9,8 млн долларов за оплату термопластавтоматов были проведены весной 2015 г. через «Банк Санкт-Петербург», совладельцами которого выступают Сергей Сердюков (сын бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова) и Сергей Матвиенко (сын спикера Совфеда Валентины Матвиенко). В одном известном случае средства переводились в Эстонию фирмой-однодневкой ««Петербургская строительная инвестиционная компания», номинальный владелец которой Александра Скирдов в итоге стал фигурантом уголовного дела и был осужден на пять лет лишения свободы условно.
В апреле-июле 2015 года другой номинал Пригожина – житель Санкт-Петербурга Виталий Муренцов, используя три фиктивные фирмы, перевел через «Промсвязьбанк» 30 млн долларов за покупку пяти бывших в употреблении термопластавтоматов. Одним из продавцов выступала компания «Kaupleader», зарегистрированная в Эстонии незадолго до заключения сделки. Ее директором являлся все тот же Муренцов, выступавший также руководителем пражского филиала сейшельской фирмы «Linburg Industries», на которую зарегистрирован бизнес-джет Пригожина Hawker 125-800B. Он же отметился как владелец целого ряда сомнительных структур, «засветившихся» в истории с «ландроматом» («молдавской прачечной»). Показательно, что сотрудники таможни не препятствовали реализации криминальной схемы: порядка 80% операций осуществлялись через посты в Калининградской области, относящиеся к Северо-Западному таможенному управлению.