В Санкт-Петербурге прошло долгожданное для многих местных градозащитников задержание Сергея Макарова – председателя городского комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Расследование дела взял под личный контроль глава Следственного комитета Александр Бастрыкин и поручил заняться им подчиненным из центрального аппарата.
С чего вдруг сам руководитель СК заинтересовался скромной чиновничьей персоной из северной столицы? А он, что называется, услышал крик души общественников, которые подробно изложили факты незаконного сноса или попыток уничтожения исторических зданий в Питере. Источники отмечают, что «жертвами» застройщиков при содействии Макарова стали несколько объектов. Это Дом Лапатина 1840 года постройки, вместо которого хотят возвести девятиэтажку. Градозащитники добились пока приостановки сноса. Они утверждают, что компания «Прайд», занимающаяся демонтажем, специально доводило здание до состояния аварийности.
Следующим приглянулся Манеж лейб-гвардии Финляндского полка. Постройка на 14 лет постарше предыдущей. Ей повезло меньше – районный суд запретил снос, а городской отменил решение нижестоящей инстанции. «Прайд» оперативно ликвидировал здание. Торговые бани Екимовой (1813-1826 г.п.) подверглись той же участи. Из-за них возникла неразбериха по поводу истинной даты постройки. Был наложен запрет на демонтажные работы. Но фирма «Пегас» все же «стерла» с лица земли один из корпусов. Примечательно, что данных архитектурный комплекс принадлежит скандально известной компании ПИК. Там деятели хотели бы видеть жилой комплекс.
Васильевский винный городок 1806 года попал под частичное уничтожение. По словам застройщика, убраны только аварийные участки. Дом купца Петра Масалева в поселке Песочный также пал от жажды заинтересованных лиц. Это дело долгое время было «обезличенным». Питерские следователи все никак не могли найти подозреваемых. В документах проходили лишь анонимы из КГИОП. Эти некто превышали должностные полномочия при выдаче заключений о правомерности сноса исторических зданий. Причем, в руках умелых чиновников проводились операции по «омоложению» зданий. Они в одночасье становились не дореволюционными, а советскими. Как только главный следователь России обратил на все это внимание, дело приняло новые очертания и сразу появились фамилии в материалах.
Авторы письма Бастрыкину сообщали не только о причастности к этим вопиющим фактам главы комитета Макарова и его подчиненных. Они обвиняют в попустительстве еще и замгубернатора Николая Линченко. Макарову предъявлено обвинение за превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий.