После прекращения многолетнего уголовного преследования, в отношении основателя компании «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой снова возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере. Его инициатором стал зампрокурора Новосибирской области Игорь Мищенко, буквально несколькими днями ранее приносивший официальное извинение от имени надзорного ведомства за незаконное уголовное преследование. На этот раз речь снова идет о договоре купли-продажи земельного участка, подписанном в 2015 году ЗАО «СЛК-Моторс» с гражданином Иваном Терещенко.
Участок находился в залоге у банка ФК «Открытие», давшего разрешение на сделку, причем покупатель знал об обременении, которое было прописано в договоре. Терещенко внес частичную оплату в размере 6 млн рублей, но затем обратился в правоохранительные органы с заявлением о преступлении. В 2017 году банк потребовал передачи залогового имущества, причем новый владелец против этого не возражал. Тем не менее, разбирательства продолжались в течение нескольких лет. В итоге начальник ГСУ ГУ МВД России по Новосибирской области генерал-майор Дмитрий Ходаков не усмотрел в действиях Ждановой нарушений законодательства и прекратил уголовное дело.
Но в областной прокуратуре посчитали иначе, и вопреки нормам уголовно-процессуального права возбудили в отношении предпринимателя новое уголовное дело за то же самое деяние. И хотя само «преступление», о котором говорится в постановлении, было совершено в Барнауле, его расследованием занимается следственный отдел Октябрьского района Новосибирска. На ходатайство Ждановой о направлении дела по территориальной подследственности в ГСУ ГУ МВД России по Алтайскому краю, следователь Анастасия Перепелкина ответила отказом, объяснив его тем, что оно расследуется по месту нахождения обвиняемых, большинства свидетелей или потерпевших. Тот факт, что ЗАО «СЛК-Моторс» зарегистрировано в Барнауле, а Терещенко проживает в Алтайском крае, ее нисколько не волнует.
Не беспокоят имеющие место нарушения и начальника управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Новосибирской области Виталия Чернова: по его мнению, определение подследственности обосновано тем, что именно в Октябрьском районе Новосибирска находятся квартиры, стоимость которых должны были зачесть в счет оплаты земельного участка. Вот только в предъявленном Ждановой обвинении о квартирах не сказано ни слова, только о шести миллионах, перечисленных Терещенко «СЛК-Моторс».
Несмотря на явные противоречия в материалах дела, 2 мая суд избрал в отношении Ждановой меру пресечения в виде подписки о невыезде, отказав ей даже в праве сопровождения ребенка на всероссийскую школьную олимпиаду. Показательно, что в рамках прошлого уголовного дела аналогичная мера была в судебном порядке признана незаконной. По словам обвиняемой, следователь Перепелкина прямо заявила ей: все происходящее является «наказанием» за ранее направленные жалобы, хотя официально сама признала, что у следствия нет оснований подозревать Жданову в намерениях скрыться, пытаться уничтожить доказательства или оказывать давление на свидетелей.