Структуры, связанные с холдингом «Агрокомплекс», бенефициаром которого является бывший краснодарский губернатор и экс-глава Минсельхоза Александр Ткачев, выкупили около 200 тыс. гектаров земли у агрохолдинга «Юг Руси» Сергея Кислова. Причиной продажи эксперты называют невыгодность занятия растениеводством в современных российских условиях, что ставит под угрозу исчезновения многочисленные боле мелкие фермерские хозяйства: им просто не под силу конкурировать с такими «империями», как «Агрокомплекс».
До определенного момента холдинг Кислова развивался вполне успешно. МИД Франции даже назначил бизнесмена почетным консулом в Ростове-на-Дону, а его сын Сергей стал почетным консулом Сейшельских островов. Но в 2017 году сменились бенефициары кипрских офшоров, контролировавших масложировое производство «Юга Руси»: таковыми стали структуры, связанные с ЗАО «Солнечные продукты». Это предприятие было основано саратовским предпринимателем Владиславом Буровым, но затем за долги перешло под контроль «Русагро» бывшего сенатора Вадима Мошковича.
После недавней сделки по продаже земельного банка «Юга Руси» становится очевидно, что два гиганта банально «поделили» перспективный бизнес Кислова, не имевшего влиятельных покровителей на федеральном уровне и якобы планирующего уехать за границу. Причем это далеко не первое приобретение экс-министра Ткачева: недавно он получил контроль над крупным крымским агрохолдингом «Дружба народов», а еще ранее – над племенным форелеводческим заводом «Адлер». Расширению бизнеса способствует активное кредитование со стороны Сбербанка и Россельхозбанка.
В то же время мелкие производители вынуждены продавать свою продукцию перекупщикам. Активно российское зерно закупают турки, но они оценивают стоимость пшеницы 3 класса максимум в 340 долларов за тонну. Учитывая взимаемую государством экспортную пошлину в размере 140 долларов, а также расходы на перевозку, плату владельцам зерновых терминалов и имеющим экспортную квоту Минсельхоза трейдерам, в итоге фермеры получают сумму, равную себестоимости выращенной продукции. Наличие кредитов в столь сложной ситуации грозит им неминуемым банкротством либо добровольной продажей активов таким сельскохозяйственным магнатам, как Ткачев.