Скандально известный бизнесмен Виктор Батурин, брат вдовы Юрия Лужкова Елены Батуриной, в ближайшее время может лишиться принадлежащего ему завода «Шелборн», расположенного в британском графстве Саффолк, специализирующегося на производстве сельскохозяйственной техники для рынков США и Канады и приносящего владельцу солидную прибыль. У британцев возникли серьезные подозрения, что Батурин стал владельцем завода с нарушением законодательства: на момент приобретения он являлся «politically exposed person» (РЕР), то есть, «политически значимым лицом». Таким образом, источники средств для покупки вскоре могут стать предметом полицейского расследования и судебных разбирательств.
Известно, что в 1990-х Батурин занимал посты председателя правительства и советника президента республики Калмыкия. Таких лиц Группа по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) считает «политически значимыми», а в законодательстве ряда стран их рассматривают как особо склонных к совершению преступлений коррупционного характера в силу влияния и занимаемого положения.
Владельцем «Шелборн» бизнесмен стал в 2006 году через принадлежавшую ему офшорную компанию «Stanton Holdings Limited». Согласно данным английского издания «London Globe», в 2010-м акции распределялись следующим образом: 95% отошло зарегистрированной на Британских Виргинских островах «Inter Agro Tech Ltd», 5% принадлежало директору «Stanton» Александру Кузнецову, 1 акция – Уильяму Томасу Стоклеру. Сам Батурин до 2014 года продолжал контролировать завод через «Inter Agro Tech Ltd», затем он передал контрольный пакет акций офшора своей теще Людмиле Образцовой.
В 2017-2018 гг. 95% акций «Шелборн» отошли в собственность другого офшора – «PRP Ltd» с Маршалловых островов. Доверительным управляющим траста, которому принадлежали акции «Inter Agro Tech Ltd» и «PRP Ltd» является Дэниел Гринбург: его называют сегодняшним номинальным владельцем «Stanton» и «Шелборн». Показательно, что в 2011-2013 гг. Батурин проходил фигурантом по уголовным делам о мошенничестве при продаже недвижимости в центре Москвы и хищении средств по поддельным векселям. В итоге он был осужден сначала на три года условно, а затем на семь лет колонии.
Все обозначенные сделки проводились в то время, когда бизнесмен отбывал наказание. Соответственно, Людмила Образцова была привлечена для участия в сокрытии британских активов Батурина от российских силовиков и кредиторов. С этой же целью в 2015 году коммерсант оформил фиктивный развод со своей женой Илоной Образцовой. В случае, если источники средств на покупку «Шелборн» покажутся британским властям сомнительными, завод будет конфискован и все «тюремные усилия» Батурина окажутся напрасными.