Спустя три года после заключения сделки по продаже алмазодобывающей компании «АГД Даймондс» «Открытие Холдингу» за 1,45 млрд долларов, ФАС усмотрела в ней нарушение закона об иностранных инвестициях: как выяснилось, в числе бенефициаров «Открытия» оказались российские бизнесмены с иностранным гражданством, что было скрыто от согласовывавшей продажу правительственной комиссии. В итоге антимонопольному ведомству удалось добиться запрета на совершение регистрационных действий с акциями компании.
Похожая ситуация сложилась с никелевым рудником Шануч на Камчатке, входящем в перечень участков недр федерального значения. С начала 2000-х его разработкой занимается ЗАО НПК «Геотехнология», до апреля 2014 года ее крупнейшим акционером выступало ЗАО ВО «Внешторгбизнес». Затем 80% акций было продано ООО «АМР», вместе с лицензией на разработку месторождения Шануч получившим также лицензии на разведку и добычу на двух других месторождениях – Квинум на Камчатке и Джалта в Амурской области.
Единственным учредителем ООО «АМР» на момент заключения сделки являлся владелец российского паспорта Александр Богданов, но затем долю в компании получила швейцарская фирма «Бела Холдинг АГ», а еще позже 99,99% капитала перешло к другой швейцарской компании «Molumin AG» («Молюмин АГ»). Складывается впечатление, что «АМР» была зарегистрирована исключительно под сделку, а все последующие события представляют собой всего лишь легализацию статуса нового иностранного собственника.
«Molumin AG» связывают с известным сырьевым трейдером «Glencore»: руководитель фирмы Кристиан Вольфенсбергер является одним из бывших собственников и топ-менеджеров «Glencore». Сообщалось, что в разное время «Molumin AG» вела бизнес не только с правительствами Ирана, Кубы и Ливии, но также народно-освободительным движением Анголы и вооруженными формированиями Никарагуа. В итоге российский рудник оказался под контролем более чем сомнительной иностранной коммерческой структуры. Что касается «АМР», то ее конечным бенефициаром с 2014 года был все тот же Вольфенсбергер.
С «Glencore» был связан и Александр Богданов: до 2016 года он руководил отделом реализации редкоземельных металлов в российском представительстве «Glencore International AG», не имевшим на территории РФ статуса юридического лица. Соответственно, получая зарплату в Швейцарии, топ-менеджер не являлся российским налоговым резидентом. Кроме того, «Glencore» входил в число покупателей никеля у «Геотехнологии» и остается им до сих пор. Исходя из этих обстоятельств, сделка по приобретению акций компании должна была попасть под действие закона об иностранных инвестициях, что при более детальном изучении вопроса грозит признанием ее ничтожной.