Санкционные чипы? В ответ – санкционный газ
После того, как власти Тайваня запретили уже официально поставку высокотехнологичных микропроцессоров и микросхем на территорию России и Белоруссии выше определенного уровня производительности, они нанесли действительно серьёзный урон отечественной экономике. Ограничения на продажу начались со стороны тайваньских производителей ещё в феврале. Теперь проблема с современной электроникой стала уже системной: «выпускать чипы уровня 5 нм в России в ближайшие 5–7 лет нереалистично, нет соответствующего оборудования».
Ответной мерой России в санкционной войне стало введение ограничений на поставку за рубеж до декабря 2022 года палладия и т.н. «благородных» инертных газов: гелия, неона, аргона, криптона, ксенона и радона. Теперь министерство экономического развития будет определять, кто может получить к ним доступ, а кто – нет.
И если аргон достаточно широко распространён, а ограничение продаж гелия из России глобальный рынок особо и не заметит из-за небольшой доли поставок, лишь порадуются конкуренты, то с неоном дела обстоят иначе.
35 процентов потребностей американских предприятий в неоне закрываются именно Россией, которая контролирует 30 процентов рынка этого инертного газа высокой чистоты (марки 5.0 и 6.0). Еще 40 процентов приходятся на Украину. При этом два основных поставщика оттуда, а это мариупольское предприятие «Ингаз» и одесское предприятие «Криоин Инжениринг» сейчас не занимаются поставками по вполне очевидным причинам. Но, как указывается, сырье для этих предприятий поступает из России (например, для «Ингаза» поставки организовывала белгородская компания «Промметрресурс»). Неон играет большую роль в современной промышленности, как в чистом виде, так и в виде смесей специального назначения, например, для работы промышленных лазерных установок. И в чистом виде неон как раз и используется для производства высокотехнологичных чипов и полупроводников.
Станет ли ограничение поставок из России «благородных газов» катастрофой для рынка микроэлектроники? Россия всё-таки не является монополистом в поставках неона, значительную долю этого рынка контролирует ещё и Китай, который уже дважды поднимал цены на этот продукт, в декабре прошлого года и в марте этого. И от поставок китайские фирмы-поставщики вроде Changzhou Naxin Special Gases Co не собираются отказываться вовсе.
Проблема ведь стала очевидной ещё в феврале, когда «Ингаз» прекратил свою работу, и заинтересованные организации, особенно крупные, успели приготовиться – как это и случилось на том же Тайване. Но более мелкие игроки на этом рынке наверняка уже почувствовали проблемы с получением ценного сырья, которым запасаются «большие акулы» микроэлектроники. Плюс – запасы, скорее всего, приготовлены на месяцы, не годы, и восполнять их придется. И еще один плюс – никуда не исчезла проблема с нарушенной логистикой поставок ещё времен COVID-19, которая только усугубляет текущую ситуацию хаоса и неопределенности.
Никита Куркин, политолог-американист, специально для @mincerchannel
