Сергей Кириленко, скандально известный бизнесмен, ранее входивший в список «Forbes», проходит весьма болезненную процедуру банкротства. Среди его кредиторов подобралась целая плеяда «звездных» персонажей –экс сенатор, владелец «Русагро» Вадим Мошкович; гонщик-банкир, строитель автодрома Moscow Raceway Рустем Терегулов; бывший губернатор тульской области, председатель правления «Ассоциации Юристов России» Владимир Груздев; бывший муж Юли Бордовских Иван Бронов, чье имя фигурировало в громкой истории с Bank of New York и др.
К банкротству привел штраф в размере 1,5 млрд рублей, выставленный московскими энергетиками компании Кириленко «Инвесттраст». Бизнесмен, в свою очередь, не нашел ничего лучшего, как расплатиться деньгами вкладчиков «Русского Ипотечного Банка» (РИБ), формальное руководство которого он передал своему протеже Константину Бекову, сегодня скрывающемуся в Лондоне. В итоге РИБ лишился лицензии, а Кириленко начал в срочном порядке избавляться от активов. В частности, он развелся с супругой Юлией Кириленко (Лариной), к которой отошли туристические и цветочные компании, такие, как «Зая-Тревел» и «Зая-Флауэрс» (ООО «Цветкофф»).
Доля в сети кофеен «Кофемания» (ООО «Эспрессо Прайм») оказалась предусмотрительно переписана на компаньонов Игоря Журавлева и Амира Галлямова; в девелоперском проекте «Дом Наркомфина» (ООО «Лига Прав») – на Гарегина Барсумяна. Несколько раз менялся состав владельцев АО «ИНВЕСТТРАСТ» – застройщика ЖК «Новые Ватутинки», с которым Кириленко долгое время не мог расстаться: он то переоформлял долю в 75% на сына Владимира Груздева Григория и связанных с ним Наталью Епифанову и Наталью Черняк, то возвращал ее обратно.
В итоге до должника, менявшего адреса отелей и телефоны, добрался именно Груздев-старший, ранее выдавший Кириленко кредит в размере 500 млн рублей (как говорят, с целью в дальнейшем заполучить активы последнего). В 2019 году Груздев банально заблокировал счет Кириленко в банке «Финсервис» на 150 млн рублей, которые бизнесмен получил от продажи недвижимости и намеревался направить на частичное погашение долгов. Таким образом, он опередил банк «Столица-Развитие» Рустема Терегулова, вскоре направивший в московский арбитраж заявление о признании Кириленко банкротом. Сегодня объем исковых требований к бизнесмену (реальных и «нарисованных») составляет порядка 4,5 млрд рублей.
В арбитраже развернулась настоящая «битва за активы», в результате которой ни одну из совершенных за пару месяцев до банкротства сделок не удалось признать недействительной, а ряд более мелких кредиторов в итоге отказались от ранее заявленных ими требований. Исключением стала продажа Кириленко первой жене, гражданке Болгарии Венете Михайловой гаражного бокса за 300 тыс. рублей: суд постановил вернуть эти деньги в конкурсную массу.
Вместе с тем, стоимость только АО «ИНВЕСТТРАСТ», считающегося одним из крупнейших застройщиков Новой Москвы, согласно имеющейся в деле независимой экспертизе, превышает 16 млрд рублей. Этих средств с лихвой хватило бы на оплату долгов всем заявленным кредиторам. Вот только 25% акций компании, обремененные залогом в виде кредита Груздева, выставлены на торги в будущем феврале по смехотворной цене в 175 миллионов.