@mincerchannel

А что же там Ковид-19?

Есть такой мемчик 2022 года из Сети – стоит человек с плакатом, а на нем надпись «Верните Ковид». Понятно, что на фоне глобального экономического кризиса и войны на Украине самая модная болезнь человечества двухлетней давности как-то «потерялась», практически выпала из политической и медийной повестки. Но стала ли она исчезать? Не похоже, что дела обстоят именно так. В Англии, например, если верить опросу правительственного Национального статистического бюро (ONS) по состоянию на середину июня ежедневно инфицируется более 80 000 человек. Это меньше, чем более 500 000 в день в марте этого года в этой же стране. Число смертей, вызванных Ковид-19, составляет в среднем 45-50 человек в день. Показатели заражения вирусом и смертности значительно колебались с тех пор, как почти все ограничения в Великобритании были сняты к концу января 2022 года.

Очевидный факт: у западной общественности, не говоря уже про Россию, больше нет какого-либо значительного желания бороться со вспышками с помощью ограничений, масок или пресловутых паспортов вакцинации. Даже европейцы, которые в этом вопросе оказались покорнее и дисциплинированней американцев, понимают, насколько незначителен был эффект от мер, принятых во время пандемии государственными институтами. В США, к слову, дело вообще обстоит так: «правительство располагает не одним, а дюжиной планов борьбы с эпидемиями, в общей сложности на тысячу страниц текста, выпущенных в разные годы разными президентскими администрациями, и мало кто задумывался над тем, кто их будет реализовывать, и кто их будет приводить к общему знаменателю».

Всю пандемию шла борьба активистов и заинтересованных организаций с «особенностями» регулирования, которых было много, и которые вызывали неподдельный интерес к логике принятия решений по ним. В штате Миссисипи, по существующим правилам, свежее козье молоко должно продаваться без рекламы и без посредников, плюс хозяин фермы не мог иметь более девяти коз. Весной 2020 года к этому набору специфических правил собирались добавить запрет на любую продажу козьего молока, а нарушителей ждало двухмесячное пребывание в тюрьме. Аналитический центр публичной политики Миссисипи (MCPP) поднял шумиху и организовал кампанию в защиту прав потребителей самим определять, что им нужно. В итоге «антикозий законопроект» был отвернут.

В Нью-Хэмпшире в разгар пандемии лишенные привычной сферы обслуживания жители штата обнаружили, что домашние стрижки в нём криминализированы – никакая мама, находясь у себя дома на карантине, не могла бы постричь самостоятельно своих детей, не совершая преступления, без соответствующей лицензии. И лишь в мае 2021 года бесплатные домашние стрижки в штате были избавлены местными законодателями от статуса уголовного преступления.

Уже есть исчерпывающее исследование Оксфордского и Бернского университетов – очень политически неловкое. В нем проверили эффективность немедикаментозных мер регуляции пандемии Ковид-19 в 169 странах. К ним относились перевод работы «на удалёнку» и неиспользование офисов, перевод детей на дистанционное обучение с закрытием школ, принудительные масочные режимы. Вывод прост: «не обнаружено существенного влияния этих факторов на снижение смертности, связанной с Covid-19».

Ковид-19 – штука гнусная, с неприятными последствиями для здоровья. Последствия карантина не менее печальны. Психические расстройства и неврозы, поломанная логика обучения и преподавания в школах и университетах. Огромные бюджетные расходы – выплаты людям за то, чтобы они не работали, а предприятия закрывались. Теперь, с раскручивающимся экономическим кризисом, у правительств нет необходимого количества средств, чтобы помогать потребителям и предприятиям.

Никита Куркин, политолог-американист, специально для @mincerchannel

14:02 21 Июн. 2022г.