Исполняющий обязанности главы администрации пермского губернатора Махонина, экс-секретарь краевого избиркома Александр Смертин уже полтора года не может избавиться от унизительной приставки «и.о.» и получить согласование федеральных властей на желанную должность. Это рекордный срок отсутствия согласования для чиновника на таком посту.
Давно прошли большие выборы во все три уровня власти в 2021 году (Госдума РФ, Законодательное Собрание Пермского края, Пермская городская Дума), состоялись еще одни выборы-2022 в длинный ряд муниципалитетов региона, но уверенности в профессионализме чиновника у федеральных кураторов так и не появилось. Скорее наоборот: после 11 сентября у Смертина почти не осталось шансов быть согласованным и стать полноценным руководителем губернаторской администрации. Дело в том, что довыборы во втором по размеру и значимости городе Пермского края, в Березниках, внутриполитический блок с треском проиграл Справедливой России, которая находится в строгой оппозиции к краевым властям. Обычно довыборы проходят без сучка и задоринки: административный ресурс сосредотачивается на единственном округе и побеждает, в этом же случае не помог даже общий патерналистский подъём и рост рейтинга власти на фоне СВО. Кандидат от Единой России занял унизительное третье место, проиграв даже статисту от ЛДПР.
Одновременно с этим блок внутренней политики Пермского края, возглавляемый Смертиным, довёл разногласия элит до полноценного внутриполитического кризиса. Уже второй раз за полгода депутаты Законодательного Собрания устраивают битвы на уничтожение друг с другом при полном попустительстве краевых политических администраторов. Свежий случай также относится к сентябрьским выборам. В условиях СВО, когда все должны сплотиться, принцип невмешательства и подливание масла в огонь местных межэлитных конфликтов дискредитирует систему региональной власти в целом.
Таким образом, большие сомнения в компетентности Смертина у федеральных политадминистраторов лишь укрепились, давать согласование на вступление в должность никто не спешит, а от увольнения проштрафившегося чиновника спасает только то, что его старается прикрывать губернатор.
Есть вопросы к Смертину и у силовиков, которые отмечают коррупционные факторы в его поведении. В первые же два месяца после попадания со скромной должности секретаря избиркома на уставшей Тойоте RAV4 в руководство губернаторской администрации Смертин обзавёлся новеньким Land Cruiser в люксовой комплектации. А затем в разгар дефицита автомобилей и космических цен на них прикупил себе еще и роскошный BMW. Чиновник балует себя дорогими аксессуарами, вертолётной охотой на Камчатке и всеми прочими прелестями роскошной жизни явно не на чиновничью зарплату. Понятно, что эти нетрудовые доходы Александра Николаевича имеют коррупционное происхождение и наверняка связаны с распилом предвыборных бюджетов, а также собирания мзды с ресурсных кандидатов в гордуму, Заксобрание и федеральный парламент.
Внимание, вопрос. Заберут ли такого токсичного члена команды с собой в Москву или Питер в случае ухода Дмитрия Махонина на повышение? Или он повторит судьбу Елены Лопаевой, на которую повесили всех собак и заставили отвечать за все прегрешения команды экс-губернатора (а ныне министра) Решетникова?