Фрунзенский районный суд Владивостока вынес приговор экс-депутату Сахалинской областной Думы Дмитрию Пашову, считавшемуся самым богатым российским парламентарием. Пашов обвинялся в контрабанде более 3,3 тыс. тонн живого краба общей стоимостью 2,6 млрд рублей в составе ОПГ, а также уклонении от уплаты таможенных платежей в размере 9,2 миллиона. В итоге он был приговорен к 4 годам 6 месяцам колонии строгого режима со штрафом в размере 1 млн рублей. Как установили следствие и суд, в 2014-2019 гг. участники группировки вывозили крабов в Японию, Китай и Корею. Задекларированный стратегический ресурс отгружался по цене, значительно превышающей заявленную в органах Сахалинской, Находкинской и Владивостокской таможен; разница переводилась на счета офшорных компаний.
С марта 2021 года Пашов находился в СИЗО, что не помешало ему официально заработать в прошлом году более 6,2 млрд рублей. Бизнесмена арестовали в рамках расследования уголовного дела скандально известного «крабового короля» Олега Кана, «правой рукой» которого он считался. На сегодняшний день Кан объявлен в международный розыск: его подозревают в организации убийства одного из предпринимателей-конкурентов в 2010 году. «Крабовый король» также обвиняется в контрабанде: по данным следствия, в 2014-2017 гг. подконтрольные ему компании «Монерон» и «Курильский Универсальный Комплекс» незаконно вывезли из России в Китай более 50 тыс. тонн живого краба в общей сложности на 38,7 млн рублей.
Фигурантом уголовного дела о пособничестве в контрабанде в крупном размере стал помощник Кана Евгений Пекарь. Ранее было арестовано имущество членов ОПГ общей стоимостью свыше 8 млрд рублей. Под арестом оказались доли в «Монерон», «Курильском универсальном комплексе» и «Приморской рыболовной компании», а также рыболовные суда, квартиры, автомобили и нежилые помещения бенефициаром которых следствие считало Олега Кана.
Пашов являлся гендиректором и официальным владельцем ООО «Монерон», счета которого после его задержания были арестованы из-за неуплаты налогов. В итоге компания не смогла вернуть авансы на сумму 2 млрд рублей по невыполненным контрактам на экспортные поставки крабов на сумму 31,9 млн долларов, заключенным в августе 2020 года. А в марте 2021-го Арбитражный суд Москвы возбудил производство по иску сингапурской компании «Osprey networks PTE. LTD» о взыскании с «Монерона» 1,9 млрд рублей. Минувшей осенью истец добился введения процедуры банкротства в отношении компании, являющейся одним из крупнейших дальневосточных предприятий-крабодобытчиков. Сам Олег Кан в 2020 году обратился в Следственный комитет с просьбой о проведении в отношении него «честного расследования», назвав собственное уголовное преследование заказным и инициированным в интересах конкурентов из числа владельцев крупного крабового бизнеса.