Илон Маск: покупатель-дезертир
Человек из романов Жюль Верна, миллиардер-ракетостроитель и папа массового электромашиностроения в лице компании «Тесла» Илон Маск решил, что больше он не хочет и не будет покупать Twitter. Юристы магната утверждают, что «Twitter не дает информации, которую запросил г-н Маск, в течение почти двух месяцев». Камнем преткновения стал вопрос о монетизируемых ежедневных активных пользователях социальной сети. Совет директоров Twitter утверждает, что располагает 217 миллионами таких пользователей, почти половина из которых заходят в систему ежедневно, и только 5% из них – боты. Маск требовал подтвердить эту информацию документально, утверждая, что ботов «имя им – Легион», и что 5% – лишь какая-то доля от их общего количества. Facebook и YouTube уже были пойманы «за руку» из-за нескромных преувеличений численности уникальных пользователей.
Фоном для «куплю-не куплю» Маска был продолжавшийся полгода судебный процесс известного американского писателя и блоггера Алекса Беренсона против Твиттер – там его забанили навечно как самого главного «COVID-еретика» в августе 2021 года. Беренсон же пошел в суд, обвинив оппонентов в нарушении его конституционных прав на свободу слова. 5 июля стало известно, что стороны решили вне суда урегулировать свой конфликт, пусть деталей пока никто и не разглашает. Но в тот же день Twitter начал агрессивную чистку других учетных записей от критики эффективности вакцин от коронавируса. Как известно, свобода слова в Твиттер не в чести. И Маска там, мягко говоря, не очень любят сотрудники, причем повально – именно за декларируемое им возвращение сети к принципам свободы слова. Стоит добавить к этому смещение политических взглядов предпринимателя вправо – и получить на выходе конфликтную среду для управления.
Что было решающим аргументом в этой истории, какие именно обстоятельства, непереданные данные по истинной численности обитателей Twitter или враждебная структура управления, лучше всего об этом было бы спросить самого Маска. Ясно одно – его поступок вызвал бурю возмущения в руководстве этой компании. Оно хочет обязать владельца «Теслы», с использованием суда, если это нужно, купить отвергнутую социальную сеть, для которой случившееся, по сути, очень болезненные репутационные издержки. И ощутимые финансовые – сумма сделки составляла 44 миллиарда долларов. После того, как Маск от неё отказался, акции Твиттер упали в цене на 9 процентов. За год социальная сеть подешевела практически наполовину, и сейчас её стоимость оценивается в 13-15 миллиардов долларов. Так что на радость американских обывателей, которые любят наблюдать за сутягами, их вполне может ждать процесс между отвергнутой компанией и несостоявшимся покупателем. Хотя вряд ли он вызовет такой общественный ажиотаж как суд между Джонни Деппом и Эмбер Херд.
Никита Куркин, политолог-американист, специально для @mincerchannel
