Следственным управлением СК по ЮЗАО по г. Москве возбуждено уголовное дело об особо крупном мошенничестве по факту хищения около 2,3 млрд рублей из Группы компания «Оптима» – бывшего крупного участника отечественного IT-рынка. Заявителем и потерпевшей стороной выступает «Газпромбанк». По версии следствия, еще в 2012 году банк, через свою «дочернюю» кипрскую структуру «Nagelfar Trade & Invest Limited», выкупил 35% уставного капитала кипрской фирмы «AEACUS Holding Limited» – зарегистрированного держателя акций группы «Оптима». Стоимость сделки оценивалась в 45 млн долларов.
В итоге бенефициары «Оптимы», в число которых входили отец и сын Валерий и Андрей Шандаловы, через аффилированные юрлица похитили полученные от «Газпромбанка» денежные средства, а саму группу подвели под банкротство. После этого они выехали в Австрию, гражданами которой являлись, оставив в России «на хозяйстве» своего делового партнера Павла Киселева.
Ранее имя Андрея Шандалова фигурировало в громкой истории с финансовыми махинациями холдинга «Энергострим», объединявшего 18 сбытовых компаний из 16 регионов и получавшего порядка 10% платежей потребителей на розничном энергетическом рынке. Шандалов занимался обеспечением IT-безопасности «Энергострима», заодно получая миллиардные займы под «Оптиму» и связанные с ней компании. В 2012 году, после очередного невозврата денежных средств, энергохолдинг начал взыскивать их в судебном порядке. В общей сложности в отношении структур Шандаловых было подано более 170 исков.
Из «слитой» в сеть переписки Андрей Шандалова стало известно, что за создание в «Оптиме» фирм-однодневок отвечал финансовый директор группы Кирилл Зацепин. Он же совместно с Екатериной Марковой (помощницей Валерия Шандалова) осуществлял руководство офшорными компаниями, участвовавшими в схеме обнала полученных финансов. Примечательный факт: будучи кандидатом экономических наук, Шандалов-младший всерьез увлекался эзотерикой. Из той же переписки стало известно, что во время судебного противостояния с «Энергостримом», он, через знакомого астролога, пытался заручиться поддержкой некоей «облачной материи».