Руководство госкорпорации «Роснано» планирует направить 7,3 млн рублей на мониторинг упоминания в СМИ и соцсетях бывших топ-менеджеров Леонида Меламеда и Андрея Горькова, ставших фигурантами громких уголовных дел. Так, в основу начавшегося в 2015 году расследования в отношении Меламеда, давнего соратника Анатолия Чубайса и экс-главы «Роснано», легли материалы проверки Счетной палаты. В итоге его, а также финансового директора корпорации Святослава Понурова обвинили в растрате 226 млн рублей, перечисленных под видом оказания юридических услуг аффилированной компании «Алемар». При этом прописанные в контрактах работы исполнялись силами самого заказчика. На защиту Меламеда встал Чубайс, по словам которого действия топ-менеджеров не только не причинили «Роснано» ущерба, но даже позволили госкорпорации сэкономить. В декабре 2017 года суд вернул материалы дела в прокуратуру, а в январе 2020-го появились сообщения из которых следовало: уголовное преследование обвиняемых прекращено в связи с истечением срока давности.
В свою очередь, Андрею Горькову инкриминировалось хищение 198 млн рублей. Как установило следствие, еще в 2011-2013 гг. он перевел финансы «Роснано» в размере 740 млн рублей на счета КБ «Смоленский банк». Перед банкротством кредитного учреждения из него были выведены активы в общей сложности на 400 млн рублей в пользу Евгения Горькова – брата Андрея. В отличие от родственника, Андрей Горьков не успел бежать из России, в 2017 году он был арестован и помещен в СИЗО, но уже в июле 2018 года решением Мосгорсуда освобожден из-под стражи. Кроме того, было признано незаконным возбуждение нового дела – о 198 миллионах. Высокопоставленные покровители топ-менеджера остались неизвестными.
Заказчиков мониторинга СМИ не интересует деятельность скандального экс-главы «Роснано» Анатолия Чубайса, выехавшего из РФ и после выписки из итальянской больницы отправившегося во Франкфурт. Обращает на себя внимание так же тот факт, что госкорпорация позволяет себе заключение сомнительного контракта как раз в то время, когда ее финансовое положение отнюдь не отличается стабильностью: долги оцениваются в колоссальные 150 млрд рублей, а в прошлом году Мосбиржа вообще приостанавливала торги облигациями «Роснано», находившегося на грани дефолта.
Минувшей весной пришедший на смену Чубайсу Сергей Куликов, попросил у правительства денег для фактического спасения компании. Ранее он добивался проведения прокурорской проверки деятельности своего предшественника, не желая отвечать за его провалы, каковых оказалось предостаточно. В частности, обанкротился завод-производитель литий-ионных аккумуляторов «Лиотех»; инвестиции в производство поликристаллического кремния для солнечных батарей «Нитол» привели к убыткам в размере 9,4 млрд рублей и т.д. Еще в 2016 году Счетная палата признала половину инвестпроектов «Роснано» неэффективными. К этому времени Чубайс обещал вывести корпорацию на самоокупаемость, но в итоге ее долги существенно превысили стоимость активов, объем которых оказался меньше уставного капитала.