В Москве Пресненский суд посчитал, что цена жизни 24 человек, погибших в столичном метро в начале июля 2014 года, равна условным срокам виновных в трагедии. Бывшие работники метрополитена Николай Мельников и Виталий Соколов получили два условных года, а их подельник, ранее занимавший должность заместителя директора ООО «Спецтехреконструкция» Анатолий Круглов – три года. Всех троих осудили за коммерческий подкуп, результатом которого стало крушение поезда в подземке между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар».
За год до трагедии «Спецтехреконструкция» получила подряд на монтаж стрелочного перевода на железнодорожных путях на Арбатско-Покровской линии московского метрополитена. Уже позже в ходе расследования выяснилось, что компания была не в состоянии проводить такие работы из-за отсутствия опыта и компетентных специалистов. Тогда господин Круглов обратился к Мельникову с взаимовыгодным предложением – он заплатит Мельникову 150 тысяч рублей, а тот силами своих работников выполнит условия госконтракта.
Мельников согласился и поставил задачу мастеру пути Соколову. Последний поручил это дело троим не разбирающимся в такого рода работах монтерам. В итоге некачественно выполненное соединение двух рельсовых остряков привело к крушению поезда. В результате происшествия 24 пассажира погибли, еще около 200 были ранены. Виновных тогда нашли довольно быстро. Под уголовное дело попали те самые монтеры – Валерий Башкатов, Алексей Трофимов и Юрий Гордов. На скамье подсудимых вместе с ними оказался и Анатолий Круглов. В ноябре 2015 года их приговорили к тюремным срокам от пяти с половиной до шести лет. Помимо этого они частично выплатили компенсацию вреда потерпевшим в размере более 12 миллионов рублей. Общий же ущерб оценивался экспертами в 331 миллион.
Факт коммерческого подкупа был выявлен в ходе расследования описанного выше уголовного дела. В сентябре прошлого года следствие завершилось, и к рассмотрению материалов приступил суд. Гособвинение требовало для фигурантов реальные сроки наказания. Например, Мельникову и Соколову прокурор просил дать по шесть лет строгого режима, а Круглову – четыре общего. Но суд, воспользовавшись статьей 6 УК РФ (Принцип справедливости), учел ряд смягчающих обстоятельств и вынес приговор о назначении условных сроков. Источники не исключают, что прокуратура может обжаловать такое лояльное судебное решение.