Зазор с журналистами
Американский исследовательский центр Pew Research днями опросил около 12 тысяч журналистов, что понять их отношение к своей профессии и окружающему миру. Сказать, что существует разрыв между многими журналистами и общественностью, которой они служат, значит сильно преуменьшить.
Согласно опросу, 65 процентов из почти 12 000 опрошенных журналистов говорят, что средства массовой информации хорошо «освещают самые важные события дня» и «точно сообщают новости». При этом получатели этой информации – американцы, никак не задействованные в работе СМИ, придерживаются противоположного мнения: только 35 процентов согласны с вышеприведенным утверждением. На вопрос, работают ли журналисты с собранными ими материалами и итоговыми публикациями с точки зрения поиска и исправления дезинформации, 43% представителей отрасли ответили утвердительно. Но только 25% широкой общественности согласилось с подобным утверждением. И, в целом, по данным опроса, только 29% взрослых американцев говорят, что они «в достаточной степени» доверяют получаемой из СМИ информации. В 1976 году таких доверяющих из числа граждан США было 72%.
Ещё два года назад специалисты того же Pew Research выяснили, что шесть из десяти взрослых американцев утверждают, что «новостные организации не сообщают о конфликте интересов». Подавляющее большинство американцев (80%) считают, что новости, которые они получают, как минимум «в некоторой степени» зависят от финансовых и корпоративных интересов. Не более половины взрослых американцев уверены в том, что «журналисты в принципе действуют в интересах общества».
Эти цифры лишь подтверждают и так довольно распространенное мнение. Проблема лишь в том, что подобную суть вещей можно объяснить и социально, и феноменологически, но опросов об этом не проводят, а зря, было бы очень интересно посмотреть на правильно составленный опросник по данной теме. К примеру, с 2004 года и по сей день в США закрылось около 1800 газет из-за краха печатной рекламы и перехода читателей к более удобному онлайн-формату. Большая часть этих изданий существовала на местном уровне. Соответственно, меньшее количество репортеров и редакторов работает локально, сбор новостей либо все больше ограничивается двумя или тремя мегаполисами, либо информация с мест поступает зачастую в жанре «испорченного телефона», и ее никто не проверяет. Следовательно, производство информации, ее обработка, аналитика и персональные мнения публицистов по ее мотивам осуществляется концентрированно в двух-трех местах: в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анжелесе. В этих городах в 2004 году жил каждый восьмой журналист Америки. Сейчас в них живет каждый пятый работник американских СМИ.
На выборах 2020 года всего 9 процентов избирателей Манхэттена проголосовали за Дональда Трампа. В округе Колумбия поддержка Трампа составила всего 5,4 процента. Речь идет о либеральной среде обитания, которая в Америке давно не терпит инакомыслия в своих рядах. Более того, речь идет об обособленной корпорации – медиакратии, которая не просто является служанкой сильных мира сего, она их составная часть. И ее монополия на толкования глобальных новостей является одной из серьезнейших угроз для мира во всем мире. Угрозой, которая требует обсуждения на уровне ООН и международных институтов. Но это уже другая история.
Никита Куркин, политолог-американист, специально для @mincerchannel
